header image Меню

"Резвый конь" пролетел незаметно

10 Ноя. в 09:47

   Турнир «Резвый конь» изначально в календаре детских соревнований не значился, на осенние каникулы была запланирована только Детская лига, в которую допускаются шахматисты с рейтингом РШФ выше 1050. Однако незадолгодо наступления каникул организаторы приняли решение устроить состязания и для начинающих. Турниру присвоили веселое название «Резвый конь», а в качестве его судей предложили выступить тренерам играющих детей.

  Я соскучилась по подобным мероприятиям, поэтому сразу согласилась, к счастью, в этот раз никаких накладок не оказалось.

  Три игровых дня и десять туров пролетели незаметно. Желающих в свободное от учебы время попробовать свои силы за шахматной доской оказалось не мало, 95 участников. Как я уже сказала, состав турнира формировался по рейтингу игроков, а не по возвратном признаку, поэтому среди играющих оказались ребята от 6-7 лет до 13.

           

  Каждому игроку на партию давалось 10 минут с добавлением 5 секунд на каждый ход – с таким контролем события на доске развиваются очень быстро, поэтому смотреть со стороны всегда увлекательно. К тому же, как и должно бытьв турнире начинающих, в партиях встречалось много ошибок– подставлялись под бой ферзи (и не всегда забирались противником), не ставились маты в 1 ход и т.д. В общем, с учетом того, что среди участников были и мои подопечные, сказать, что мне было нескучно будет мало.

 Я давно не участвовала в судействе детских соревнований, поэтому, несколько беспокоилась, что будут возникать спорные ситуации и проблемы, которых в турнирах взрослых не бывает и быть не может. Но, к счастью, мои опасения оказались напрасными, все прошло хорошо. Все ребята молодцы, старались и боролись в каждой партии, и,главное, вели себя достойно. Например, случаи, что белые утверждали, что черные взялись за фигуру, а черные - что они этого не делали, были единичными. С невозможными ходами (за которые по правилам ставится поражение) в большинстве партий тоже все было единогласно. Правда, изредка случалось, что в какой-то момент оба короля находились под шахом (я судила нижнюю часть турнира),и я оказывалась в некотором замешательстве, но зато теперь я знаю, как разрешать и эту ситуацию.

  К первым столам, столам лидеров, подходить в течение тура, разумеется, было некогда, поэтому я просто хочу назвать имена победителей и призеров и поздравить их.

    Победителем турнира «Резвый конь» стал Дмитрий Кузнецов, он набрал 9 очков из 10 возможных. На очко отстали Илья Воробьев и Геннадий Глазкин, дополнительные показатели расставили их в таком порядке. Девочки играли в общем турнире, но с раздельным зачетом. Среди них победила Ксения Таразанова – 8,5 очков! На втором месте – Алла Токмакова – 7 очков, на третьем с таким же результатом Анастасия Мужиканова.

       

  Призеры турнира "Резвый конь"  и их тренеры

 Для шахматистов младшего возраста были предусмотрены специальные призы. Лучший результат среди девочек 2010 года рождения и младше показала первоклассница Натали Петрушева, она набрала 5 очков. Натали – моя ученица, мы буквально недавно начали выступать в соревнованиях, поэтому особенно приятно, что уже оказались в списке призеров. Среди девочек 2009 года рождения – на первом месте Майя Крампец, у нее 5,5 очков.

 

  Судьи Андрей Кириллов и Антон Исаев проводят награждение.

Спецпризы среди девочек завоевали Майя Крампец и Натали Петрушева

 Среди мальчиков 2009 года рождения лучше всех выступил Абу Джабаль Исмаил (7 очков), среди младших мальчиков отличился Антон Карпенко (6,5 очков).Мои поздравления!

     Наряду с Натали в турнире играли и другие мои ученики, мальчики. В призы они пока не попали, но я рада, что мы взяли старт, получили первый опыт выступления в соревнованиях. Нам катастрофически не хватает практики, поэтому я уверена, что турнир пойдет нам на пользу. Немножко обидно, что мальчики проиграли в последнем туре, по себе знаю, что общее впечатление о турнире во многом зависит от последнейпартии, бывает, что остается грустный осадок. Но это неотъемлемая часть шахматного пути, в любом случае необходимо учиться принимать поражения, воспитывать в себе спортивный характер.

       

   Переходя к разбору ошибок, в первую очередь, конечно, надо сказать, что почти все дети очень торопятся. Буквально «летят» куда-то, в этом плане название турнира «Резвый конь» полностью оправдало себя. Лично у меня не раз возникали такие ассоциации, особенно, когда я наблюдала за игрой младших (среди моих учеников 2 первоклассника). Несмотря на все мои советы и наставления, ребята тратили на некоторые партии по 2-3 минуты, успев уже за это время наляпать серьезных ошибок. Этот недостаток сильно связан с возрастом,поэтому я надеюсь, что со временем шахматы научат нас выдержке, внимательности и ответственности.

  Второй момент – так любимый на уровне начинающих «детский» мат. Уверена, что все тренеры показывали детям эту простую идею, но, как показал турнир, урок выучили не все. К сожалению, почти в каждом туре уже в первую минуту несколько партий заканчивались в такой позиции: 

   На всякий случай напомню, читателям (полагаю среди них есть родители участников) суть детского мата. Идея проста: белые нападают двумя фигурами - слоном и ферзем на слабый пункт f7. Изначально пешка f7 защищена только одним королем, поэтому белые уже грозят побить пешку ферзем с матом. Все, что требуется от черных – это защитить ее. Например, ходом 3. … Фе7!

Вот и все. Лучше делать именно этот ход (Фе7), поскольку в случае перекрытия 3. …g6, во многих партиях встречалось 4. Фf3!?,

после чего черные благополучно забывали про угрозу мата и после 4. ..Сс5? все же получали его.

  Кроме того, если мы защищаемся от мата путем 3. … g6, нужно помнить, что должна быть защищена пешка е5. Если вторым ходом ходил, например, слон, то черные попадали в другую беду. После 4. Ф:е5+ черные несут материальные потери (5. Ф:h8).

Некоторые ходили еще 4. …Ке7? И после 5. Ф:h8 были вынуждены расстаться еще и с конем.

   На том, как ставить мат ферзем одинокому королю, я останавливаться не буду, до этой позиции доигрывали не многие, но научиться этом все же нужно.

  Основная проблема, конечно, банальная - «зевки», т.е. фигуры просто ставятся под бой. Для борьбы с такими ошибками, я бы хотела бы поделиться некоторыми заданиями из своей педагогической практики. Все позиции я придумываю сама, ученики обычно выполняют такие задания с интересом.

Задания на «минированные поля» научат ребят «видеть» доску.

                                1.                                                                                  2.

                   

 

                                3.                                                                             4.

                 

 

                           5.                                                                                       6.

                    

 

                                 7.                                                                              8.

                   

   Итак, ходит только фигура, обведенная в зеленый кружок, она должна съесть фигуру, обведенную в синий кружок (если обведен король – нужно поставить ему шах), наступать на «минированные поля» (под бой) нельзя. Иными словами, нужно проложить маршрут, обогнув все битые поля.

    Если детям сложно, можно распечатать лист с диаграммой, некоторые даже помечают «минами» недоступные поля, потом маршрут вырисовывается сам собой. Съедать фигуры противника по пути нельзя, точнее не получится, они расположены таким образом, что их нельзя съесть, не наступив под бой. Первые ходы обычно находятся методом исключения, а дальше могут возникнуть трудности.

Дорога «напрямую» чаще всего недоступна и нужно искать обходные пути. Просто наугад, аккуратно проверяя каждое поле, не всегда удается справиться с задачей, тогда мы учим детей думать. С какого поля можно съесть «синюю» фигуру? Чаще всего «неминированное» поле одно, таким образом, задача сводится к тому, чтобы прискакать на это поле. Например, в задаче №2 это поле f7. Далее, а с какого поля можно попасть на f7? И т.д.

  Я обычно распечатываю, чтобы дети могли прочертить маршрут, им нравится какие получаются зигзаги.

  Если, наоборот, легко, то задания выполняются у уме, не передвигая фигуры на доске. Например, во 2-м задании Ка1-в3-с1 и т.д. до К: h8.

 Приведенные выше задания чаще всего увлекают детей (для меня это один из важнейших пунктов), кроме того они очень полезные, их можно делать даже не расставляя фигуры, например, в качестве разминки перед турниром. Полагаю, что самостоятельно справятся все же не все, поэтому через некоторое времяя опубликую ответы. У кого возникли вопросы, их можно задавать.

 Завершая статью, хочу поблагодарить организаторов за проведенный турнир, а участникам пожелать упорства в продолжении шахматного пути!

ЕКАТЕРИНА АВЕРЧЕНКО