header image Меню

С Рождеством!

12 Янв. в 21:38

Уважаемые читатели! Спешу поздравить Вас с одним из главных христианских праздников – Рождеством Христовым! От всей души желаю Вам всего самого светлого  и доброго! Пусть Вашу жизнь наполнит чистая любовь и светлая радость! Здоровья и моральных сил! Пусть в Вашем доме всегда будет уют, в сердце – тепло, в душе – мир и гармония.

Допустимо ли христианину играть в шахматы?

khramy

Большинство шахматистов, вероятно, уже слышали, что Церковь весьма неоднозначно в разные времена относилась к игре в шахматы (как и «всякому игранию», другим видам спорта). И небезосновательно, ведь активные шахматы и блиц (которым чаще всего отдают предпочтение любители нашей игры) могут стимулировать азарт и другие малополезные эмоции, а выступление в серьезных соревнованиях по определению предполагает, что спортсмен стремится подняться выше других, а это противоречит христианскому мировоззрению. У некоторых шахматистов во время турниров уже с юных лет временами возникает вопрос  «а насколько хорошо то, чем я занимаюсь, становлюсь я от этого добрее и лучше?» Сегодня шахматный мир знаком с категоричным мнением диакона Андрея Кураева (видео можно найти на моем сайте в разделе «Стихи, песни и другое»). В то же время вряд ли кто-то возьмется спорить, что занятия шахматами для общего развития полезны, т.к. развивают у детей ряд положительных качеств, которые будут способствовать повышению успеваемости в школе и пригодятся им в жизни – в связи с этим  продолжает воплощаться идея введения шахматного всеобуча. Но, где же та грань, после которой занятия шахматами начинают оказывать пагубное влияние на душу человека? Когда стоит остановиться и нужно ли это делать? Допустимо ли христианину играть в шахматы, быть профессиональным спортсменом? Возможно, среди моих читателей есть талантливые ребята, у которых есть перспективы и желание попасть в большой спорт, что нужно знать христианину в таком случае? Приведенный ниже материал – попытка ответить на эти вопросы. Думаю, он будет интересен и полезен не только шахматистам и тренерам, но и родителям юных шахматистов, ведь многие из нас очень хотят видеть своего ребенка успешным, первым во всем.

Настоящая тема заинтересовала меня достаточно давно, но я посчитала, что на сегодня будет правильным ограничиться рассказами и фрагментами интервью священников и других компетентных людей, близких к Церкви.

Итак, допустимо ли христианину играть в шахматы? Разумеется, в Священном Писании прямого ответа на этот вопрос мы не найдем. В христианской литературе и на сайтах упоминаний о шахматах также не много. Но, как мне видится, с точки зрения влияния на нашу душу участие в соревнованиях по шахматам во многом не отличается от участия в соревнованиях по другим видам спорта. Поэтому я привела публикации, посвященные отношению православного христианства к спорту и соревнованиям вообще. Все, что касается пользы и вреда физнагрузок, допинга и т.д. я вырезала (в шахматах этого нет, правда, у нас есть другой соблазн – читтерство, но здесь, как говорится, комментарии излишни…), оставив то, что может быть применимо к нашему виду спорта.

«Спорт может стать страстью»

Сокращенный интереснейший рассказ протоиерея Сергия Поперечного – человека, пришедшего в Церковь из большого спорта. Рассказ о его собственной спортивной судьбе, его рассуждения о проблемах современного спорта. Читать (ссылка)

В замечательной и очень доступной для понимания книге «Бремя страстей страстей. Тайная жизнь наших душ»  протоиерей Андрей Ткачев пишет о спорте:

«Спорт выполняет педагогическую роль. Ребенка из неблагополучной семьи он может ввести в коллектив, дать ему перспективу, избавить от дурных компаний и связанных с ними возможных грехов. В этом смысле спорт опосредованно является Божиим делом.

… спорт – это полезнейшая вещь, но не стоит наполнять его несвойственными смыслами. Спорт не более чем полезная составляющая жизни.

Известно, что в спорте очень много моментов, которые можно было бы назвать искушениями..

Читать полностью

«…Одной из главных бед современного спорта является отношение к спортсменам, особенно к молодым, как к расходному материалу. Он может стать чемпионом - значит, надо выжать из него все, на что он способен. Никто не задумывается о духовной стороне вопроса, о том, что человека легко искалечить, изуродовать физически и морально. Никто не думает о будущем спортсмена, о том, кем он может и хочет стать по завершении спортивной карьеры..» – рассказывает игумен Никон.   http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2225

В некоторых случаях увлечение спортом, может быть попыткой «оторваться от реальности, потому что реальность тухлая», как выразился один спортивный комментатор (правда, речь шла о футбольном фанатизме). Человек сам пытается освободиться от соблазнов мира сего, ищет, вопиет. Но, к сожалению, в этом поиске часто ошибается.

Кстати, в заметке Уманумо «О шахматах» (1912) шахматы для его героя играют как раз эту роль. Дон Сандальо «с головой ушел в шахматы, вложил в них все свою душу, сросся с ними… Шахматы для него  - это бегство от человеческой глупости в мир чистой мысли, это романтическое бегство за синей птицей шахматных алгоритмов, в фантастический вымышленный мир самодовлеющих отрешенных истин. В этой одержимости есть и своя неизбывная горечь. Ведь шахматы, как их исповедует дон Сандальо, это бегство не только от людской, обыденной глупости, но и бегство от людей, от жизни» (Ю. Архипов).

На вопрос: «Может ли православный христианин стремиться стать олимпийским чемпионом?  Может ли образ жизни профессионального спортсмена способствовать спасению его души?» протоиерей Всеволод Чаплин отвечает:

 - Мне кажется, что в спорте нет ничего, что существенно отличало бы его от других видов человеческого труда. Возможность через высокие спортивные результаты подать добрый пример молодежи, пропагандировать здоровый образ жизни, умножить уважение к своей стране – все это очень достойные стимулы к тому, чтобы стремиться стать участником Олимпийских игр. Да, спорт высоких достижений не лишен проблем. Некоторые из них широко известны: допинг, коррупция, крайнее изнурение спортсменов и разрушение человеком своего здоровья ради достижения результата. Есть более глубокие, но не менее острые проблемы: гордыня и тщеславие, которыми искушаются спортсмены, политизация спорта, использование околоспортивных ситуаций для враждебных действий одних стран по отношению к другим. Вообще, во всех сферах человеческой жизни есть место для греха и для добродетели, и об этом нужно помнить.

(«Христианство и спорт: к Олимпиаде Сочи-2014», / Автор-сост.: Пономарев Филипп, диакон.  – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2014)

Не стоит забывать и того, что спорт в принципе, как и многие земные увлечения, - это суета, то, что отнимает время, внимание и силы души от служения Богу и дел благочестия.

…Екатерина спрашивает:

Здравствуйте!

С детских лет занимаюсь шахматами. Имею звание, но зарабатывать могу только тренерской деятельностью. Хотелось бы узнать являются ли шахматы допустимым для православного видом спорта... Допустимо ли православной женщине выступать в соревнованиях, стремиться победить, выполнить норму гроссмейстера, например?

Свящ. Алексей Шляпин отвечает:

Шахматы - суетное занятие, неприличное для Христианина.

Соревнования в суетных играх, помимо греха собственно суеты, стимулируют азарт, гордыню, соотв-но, противоречат духовной жизни, препятствуют спасению. Поэтому греховны, недопустимы для Христианина.

Это неприемлемая для Христианина профессия.

http://ieralexei.ortox.ru/faq

Максим Каскун

***

Знаете ли Вы?

Складная шахматная доска была изобретена в 1125-м году священником-шахматистом. Церковь запрещала священникам играть в шахматы, поэтому изобретательный пастор просто складывал доску пополам, чтобы она казалась похожей на лежащие друг на друге книги.

213

 ___________________

 Однако необходимо сказать, что спортивный (соревновательный) элемент в шахматах не для всех является основным. Нельзя ставить в один ряд соревнования по шахматам и гиревому спорту или армрестлингу, например. В шахматах присутствуют элементы искусства. Шахматы красивы, гармоничны. Среди моих знакомых есть люди, которые любят шахматы, но почти не играют в них – составляют и решают этюды, получают эстетическое удовольствие от просмотра партий классиков. Известный гроссмейстер и комментатор Сергей Шипов сказал: «В шахматах тоже есть что-то от Бога: удивительная гармония, волшебное сочетание простых истин с непостижимыми тайнами».

Дмитрий Авдеев, православный психотерапевт, автор ряда книг о душевном здоровье детей и взрослых пишет:

«Учить искусствам  - прекрасное дело, именно: пению, рисованию, музыке и другим; то же к мастерством женским и мужским. Они доставляют приятный отдых духу и благонастроение…. Надо, впрочем, помнить, что в воспитании не столько важен материал, сколько силы, или способность и умение доставать его. Что должно вынести из воспитания в сем отношении, это трудолюбие – тяготение к труду и ненависть к праздности, любовь к порядку – регулярность, чтоб все делать вовремя к месту, не забегая и не отставая, добросовестная исправность – расположение, не жалея себя, не щадя сил, выполнять по совести все, что требуется. Это счастливейшее настроение, какое обезопашивает на всю жизнь и внешнее счастье и внутреннее благочестие.

(Д. Авдеев «В помощь страждущей душе». Москва, 2000, 368с.; 2-е изд., 2001, 447с.)

Об общей педагогической роли шахмат сказано уже много – посредством обучения игре в шахматы в ребенке можно развить ряд полезнейших качеств - улучшить творческие способности, память, концентрацию, критическое мышление и т.д. С этой стороны они влияют на любого человека, не только христианина, безусловно, положительно, поэтому в данной статье я не стала останавливаться на этом.  

12-й чемпион мира, общественный деятель Анатолий Карпов:

«Сегодня, когда наша Церковь ставит вопрос об организации молодежного досуга при приходах, воскресных школах, шахматы должны занимать в этом важное место. Они притягивают и доступны для людей любого возраста. Шахматы – это огромный прорыв в развитии человеческого ума и интеллекта».

http://www.pravoslavie.ru/news/060418123408.htm

______________

Подводя итоги, скажем, что спорт с точки зрения христианина действительно явление сложное, неоднозначное и противоречивое по своей сути. Его нельзя отнести к вещам, которые способствуют нравственному и духовному совершенствованию человека, но в то же время нельзя включить в список порождений зла.

 НА ЗАМЕТКУ:

  • Любой спорт, в т.ч.шахматы, может выполнять педагогическую роль. Он может избавить ребенка от дурных компаний и связанных с ними возможных грехов. В этом смысле спорт опосредованно является Божиим делом. Но не стоит наполнять его несвойственными смыслами.
  • Не стоит забывать и того, что спорт в принципе, как и многие земные увлечения, - это суета, то, что отнимает время, внимание и силы души от служения Богу и дел благочестия.
  • Тщеславие - главный грех спортсменов во все времена.
  • В профессиональном спорте православный человек должен приложить немалые усилия, чтобы оставаться православным.
  • Основа спорта – соревнование, поэтому он сопряжен с такими страстями, как тщеславие, самолюбие, гордость, желание первенствовать, азарт, к которому могут примешиваться очень жесткие эмоции к сопернику. Христианин не может этого принять. Поэтому что касается детского спорта, старшие должны следить за душой ребенка и его занятиями, чтобы они не были чрезмерными и не превращались в греховную страсть.
  • Правила честного соревнования требуют смирения, когда в честной борьбе ты оказался слабее. Но если выиграешь, смирение тоже нужно, чтобы побеждать благородно, не выпячиваясь, не превозносясь, не унижая соперников. Смирение украшает и победившего и проигравшего….Молодым важно понимать, что заниматься надо одновременно как воспитанием воли, так и ума, как духовным укреплением сердца, так и физической закалкой.
  • Главная опасность спорта заключается в том, то человек, имеющий разного рода греховные склонности, может усугубить их. Если он по своему характеру тщеславный, самолюбивый, гордый, спорт способен очень быстро развить эти болезни души.
  • Задача христианина, который как-то связан со спортом, собственным примером демонстрировать окружающим неравнодушие к Истине. Указывать на то, как надо, как должно быть. 

    ***

    Если предложенные мной материалы пригодятся Вам – сейчас или позже (как часто бывает у меня самой) или послужат информацией к новым размышлениям -  буду искренне рада.

    С добрыми пожеланиями, ЕКАТЕРИНА АВЕРЧЕНКО